Топит (англ. topit) — потайной нательный сервант, выполненный, как правило, в виде съемного тканевого кармана, который крепится под одеждой фокусника в «неожиданных» местах, то есть там, где карманов обычно не бывает. Позволяет исполнителю быстро и скрытно избавиться от реквизита (гиммика) или продемонстрировать иллюзионные эффекты появления, исчезновения, реже трансформации, восстановления, транспозиции. Форма, размеры и местоположение кармана должны обеспечивать максимальную функциональность и незаметность. Наиболее распространены импровизированные топиты под конкретное содержимое, однако ряд фокусников предпочитает иметь постоянные многофункциональные топиты. Популярны варианты Майкла Аммара (1983) и Рамона Галиндо (2003).
Транспозиция (перемещение) — иллюзионный эффект, представляющий собой невидимое для наблюдателя перемещение объекта в пространстве. По продолжительности транспозиция бывает мгновенной или растянутой во времени. Согласно классификации В.С. Свечникова, иллюзионный (магический) эффект транспозиции является одним из пяти возможных способов реализации магического акта «созидание». С точки зрения исполнителя транспозиция может рассматриваться как одновременная или последовательная демонстрация двух других иллюзионных эффектов: исчезновение объекта в одном месте и появление в другом.
Наряду с иллюзией термин «транспозиция» широко используется в других сферах деятельности.
Трансформатор — артист, исполняющий номера трансформации. Подавляющее большинство трансформаторов работают в разговорном или в смешанных жанрах (иллюзионно-разговорном, иллюзионно-танцевальном). Среди российских и советских иллюзионистов-трансформаторов наиболее известны В.К. Кавецкий (Глейзаров), Ж. Гольдовская, Н.И. Березовский, К.И. Капланс и М.А. Пауксте, Л.К. и А.С. Сударчиковы.
Также см. статью «Трансформация (художественный прием)».
Трасформация (от позднелатинского transformatio, превращение) — иллюзионный эффект, заключающийся в изменении внешнего вида объекта. Как правило, демонстрация этого эффекта нацелена на то, чтобы убедить зрителя, будто фокусник радикально меняет свойства объекта либо превращает его в другой объект. Согласно классификации В.С. Свечникова, иллюзионный (магический) эффект трансформации является одним из пяти возможных способов реализации магического акта «созидание».
В эстрадно-цирковом искусстве широко используется другое значение термина, подробнее о котором см. в статье «Трансформация (художественный прием)».
Трансформация (от позднелатинского transformatio, превращение) — художественный прием, заключающийся в перемене костюма, маски, изменении образа персонажа, а также обобщающее название для цирковых и эстрадных номеров, основанных преимущественно на использовании данного художественного приема. Трансформация применяется в разных жанрах: разговорном, иллюзионном, клоунаде, танце и прочих.
Характерной особенностью трансформации в иллюзионном жанре, является мгновенная трюковая смена облика артиста, обычно костюма, реже — маски или грима. Как правило, фокусники демонстрируют трансформацию в качестве отдельных элементов иллюзионного представления или в номерах со смешением жанров. При этом иллюзионно-разговорные и иллюзионно-пантомимические номера (обычно сатирической направленности) используют трансформацию как вспомогательное выразительное средство, дополняющее актерское мастерство исполнителя. Трюковая сторона трансформации в таких номерах играет второстепенную роль и зачастую вовсе опускается (например, в миниатюрах А.И. Райкина). В иллюзионно-танцевальных номерах трансформация используется в качестве основного выразительного средства. Здесь чрезвычайно важна именно трюковая составляющая трансформации, что дает полное основание причислить эти номера к иллюзионному жанру.
Артистов, специализирующихся на трансформации, называют трансформаторами. Среди наиболее известных российских и советских иллюзионистов-трансформаторов выделялись В.К. Кавецкий (Глейзаров), Ж. Гольдовская, Н.И. Березовский, К.И. Капланс и М.А. Пауксте, Л.К. и А.С. Сударчиковы.
В теории иллюзионного жанра используется другое значение термина, подробнее о котором см. в статье «Трансформация (иллюзионный эффект)».