Russian Association of Magicians

Гимн гитике. Глава I

История — великая наука. А в нашем городе
она умеет особенно много гитик.
Братья СтругацкиеГрад обреченный

 

Историей загадочного слова «гитика»1 планировалось завершить публикацию о роли фокусов и фокусников в языкотворчестве (см. здесь), однако материал оказался слишком обширным и разноплановым. В итоге появилась отдельная статья, которая помимо информационно-познавательной функции претендует на изыскательную роль. В работе предпринята попытка ответить на вопрос, кто и когда придумал фразу «Наука умеет много гитик». Попутно рассмотрены другие мнемонические формулы. Техническая сторона трюка для данного исследования вторична. Тем не менее, по ходу приводятся многочисленные выдержки из тематических публикаций, так что не беда, если вам не знаком исходный карточный фокус. Осилив предлагаемый материал, вы будете в состоянии демонстрировать его едва ли не с закрытыми глазами. Более того, вы сможете смело называть себя экспертом в области научных, литературных, исторических и иллюзионных «гитик». :)

 
I. Литературная слава и филологитика

Наука, друг Горацио, умеет много гитик,
какие и не снились мудрецам.
   Шекспир. Гамлет (вольный перевод)

 

Начнем с того, что «гитика» уверенно вошла в русскую литературу, а с нею и в русский язык, как полноценное слово. Правда, пока еще не вполне самостоятельное, поскольку пуповина с материнской фразой «Наука умеет много гитик» до сих пор не разорвана. Кстати, сама фраза, некогда имевшая исключительно прикладное фокусное значение, постепенно трансформировалась в крылатое выражение. Процесс «окрыления» начался в 1913 году, когда Евгений Замятин корпел над повестью «На куличках»2. Далекий от карточных фокусов автор допустил типичную ошибку. Он написал «имеет» вместо «умеет»:

Над столом висела лысая, как арбуз, тускло блестящая голова, и ровными рядами разложены были карты. Арбуз морщил лоб, что-то шептал, тыкал в карты пальцем.
— Что это? — обернулся Андрей Иваныч к капитану Нечесе.
Нечеса пошмурыгал носом и сказал:
— Наука имеет много гитик.
— Гитик?
— Ну да. Что вы с неба, что ли, свалились? Фокус такой...

В 1931 году Даниил Хармс запустил «гитику» в поэзию, начав ею стихотворный диалог «Окнов и Козлов»:

Всегда-всегда в глубине политик
наука умеет много гитик.

По мнению доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Зубовой, поэт воспользовался фразой, чтобы подчеркнуть абсурдность реплики Окнова. Бесспорно, Хармс блестяще справился с задачей. Вот уж подчеркнул, так подчеркнул...

Популяризаторы литературных гитик
Евгений Замятин Даниил Хармс Лев Кассиль

Но, безусловно, самая известная литературная «гитика» принадлежит советскому писателю Льву Кассилю. В 1930 году опубликована его повесть «Кондуит». В ней есть глава под названием «Наука умеет много гитик». Вот ее начало:

 
«Наука умеет много гитик»

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много... этого самого... гитик... Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наемной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» — убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.

Затем о значении науки я услышал в гимназии. Но могущество науки здесь не доказывалось так наглядно, как в Аннушкином фокусе. С кафедры низвергалась и запорашивала наши головы наука, сухая и непереваримая, как опилки. О гитике никто из учителей также не смог сообщить что-нибудь определенное. Второгодники посоветовали обратиться за разъяснением к латинисту.

— От кого ты слыхал это слово? — спросил в затруднении самолюбивый латинист.

И второгодники затихли, предвкушая.

— От нашей кухарки, — ответил я при шумном ликовании класса.

— Иди в угол и стой до звонка, — перебил меня вспыхнувший латинист. — В программе гимназии, слава богу, не предусмотрено изучение дуршлагов и конфорок... Болван!3 Заткни фонтан!

И я заткнул фонтан. Я понял, что гимназическая наука не предназначена для удовлетворения наших, как тогда говорили, духовных запросов.

В 1933 году вышло продолжение «Кондуита» — повесть «Швамбрания»4. В главе «Разгадка гитика» автор делится собственной версией расшифровки слова. Согласно Кассилю, ГИТИК — близкий родственник ГИТИСа:

Разгадка гитика

Две вещи уже давно занимали и мучили меня. Несколько лет я пытался понять их истинное предназначение. Это были: старый локомотив, вросший в землю на Скучной улице, и таинственное слово «гитик», упоминавшееся в известном карточном фокусе.

И вот я узнал, что такое «гитик». Простая вывеска расшифровала его. Вывеска оказалась более сведущей, чем учителя гимназии и энциклопедический словарь. Я не мог поверить своим глазам, когда на одном из домов бывшей Брешки, теперь Коммунарной площади, я издали уже прочел: «ГИТИК». Я подбежал ближе. «Городской Институт Театра и Кино», — прочел я.

Апологет правого сионизма Владимир Жаботинский5 в романе «Пятеро» (1936) тоже допустил традиционную ошибку, спутав «умение» с «имением»:

Штроку гречанка рассказала, что она в то утро («в сотый раз») «смеялась с Марьи Игнатьевны», зачем та непременно три раза кипятит детское молоко. «И наговорили вам в гимназии за эту стерилизацию! чепуха — как же мы с вами без этой церемонии такие мамочки-булочки выросли?». А Маруся, тоже в сотый раз отвечала формулой из какого-то детского фокуса с игральными картами: «наука имеет много гитик» — нет такого слова «гитика», это для фокуса — но смысл был тот, что доктора так велят, они ученые, и не нам с вами против них спорить.

Владимир Жаботинский Василий Аксенов Юрий Домбровский

В послевоенные годы за олитературивание «гитики» плотно взялись Аркадий и Борис Стругацкие. Они использовали слово в трех своих произведениях: «Страна багровых туч» (1957), «Град обреченный» (1972, см. эпиграф) и «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984). Эстафету братьев-фантастов перехватывали опальные Василий Аксенов с повестью «Апельсины из Марокко» (1962) и Юрий Домбровский с романом «Факультет ненужных вещей» (1975). Затем о «гитике» позаботились другие знаменитые братья-писатели — Аркадий и Георгий Вайнеры, включившие ее в роман «Лекарство для Несмеяны», более известный по экранизации «Лекарство против страха» (1987). После смерти брата Георгий Александрович вспомнил про «гитику» в последнем своем романе «Райский сад дьявола» (2003). Стоит также отметить небольшой рассказ Михаила Веллера «Цитаты» (1988). В постсоветской «гитикиане» выделяется фантаст-турбореалист Андрей Лазарчук с романами «Все, способные держать оружие…» (1995) и «Посмотри в глаза чудовищ» (написан совместно с Михаилом Успенским, 1997). Из совсем недавнего — «Заговор» Даниила Гранина (2012). Отдельные выдержки из перечисленных произведений можно увидеть в википедии на странице, посвященной крылатому выражению.

Семейный подряд при олитературивании гитик
Братья Борис и Аркадий Стругацкие Братья Георгий и Аркадий Вайнеры

Триумфальное шествие «гитики» по отечественной литературе привлекло внимание профессиональных филологов. Они заинтересовались необычным словом и даже стали заботиться о чистоте его употребления. Полюбуйтесь, как горячо и обоснованно отстаивает правильный вариант кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела культуры русской речи Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Наталья Еськова:

Заметка Н.А. Еськовой «Наука умеет много гитик» в рубрике «Почта „Русской речи“» журнала РАН «Русская речь», 2007, № 6, стр. 1216

«Наука умеет много гитик»

Хорошо зная происхождение этой фразы, я недавно обнаружила, что многим оно неизвестно, а фраза воспринимается просто как шутливая поговорка, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик.

Объясню, как и для чего она возникла.

Все очень просто. Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик, состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

А потом фраза зажила собственной жизнью. Но кого-то смущало сочетание умеет много, и появился «вариант» со словом имеет (очевидно, много непонятных гитик «естественнее» иметь, а не уметь). Для карточного фокуса имеет не годится, но повторявшие наука имеет много гитик ни о каком карточном фокусе не имели понятия!

Именно этот вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“, которых, как известно, у науки много» (Новый мир. 2007. № 7. С. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! По-моему, это лучшее высказывание о науке!

Вообще, ознакомиться с мнением специалиста всегда познавательно и интересно. Особенно, если область знания носит универсальный характер. А филология, как комплексная разноплановая наука, в той или иной степени касается каждого человека. В основательной статье о псевдовысказываниях7 доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета Борис Норман назвал «гитику» непонятным латинским термином:

Из статьи Б.Ю. Нормана «Псевдовысказывания как лингвистический феномен (на материале славянских языков)»

Опубликовано в Вестнике Московского университета. Серия 9. Филология. 2010. Том 1, стр. 41

Стоит вспомнить здесь также крылатое выражение Наука умеет много гитик, включающее в себя hapax legomena гитик. В составе данного высказывания каждая буква не случайно повторяется дважды: оказывается, выражение составляет основу для карточного фокуса...

Так, благодаря «гитике», я узнал, что такое гапакс — это слово, уникальное для определенного текста, произведений автора или вообще языка.

Важным последствием литературного распространения «гитики» явилась ее «материализация» — изначально бессмысленное слово стало приобретать значение. Процесс еще не завершен. На данном этапе у «гитики» просматриваются несколько смысловых оттенков, но в целом отмечается некоторое сходство с ранее рассмотренным словом «абракадабра». Только абракадабра — это абсолютная чепуха и совсем непонятная галиматья, а гитика — некая заумь для избранных, недоступная для разумения простого обывателя. Таким образом, гапакс постепенно утрачивает свою уникальность и теперь вполне может использоваться в текстах наподобие шекспировского: «Есть много, друг Горацио, на свете гитик, что и не снились нашим мудрецам». Впрочем, в данном примере лучше не ограничиваться одним словом. Здесь все псевдовысказывание обретает глубокий философский смысл (см. эпиграф 2).

На этом экскурс в филологию завершается. Я преднамеренно начал статью успехами «гитики» в русской литературе, чтобы разбудить у читателей, особенно фокусников, гордость за дело, которым они занимаются. Ведь ни в одной стране простенький карточный трюк не удостаивался такого внимания, как в России. Выходит, отечественная «гитика» — уникальное явление в области мировой иллюзии. Другое дело, что фокусники не слишком усердствовали, чтобы добиться всенародного признания. Большей частью старались писатели. Тем не менее, отрадно, что даже в фокусах есть место патриотизму.

 

Продолжение см. по ссылке

 


1 Строго говоря, я не уверен, что слово «гитик» корректно употреблять в единственном числе и каком-либо ином падеже, кроме родительного. Но если пренебречь мнемонической сущностью слова и сосредоточиться на формальной грамматике, то элементарный морфологический анализ показывает, что это имя существительное 1-го склонения женского рода (в случае мужского рода, наука бы «умела много гитиков»), следовательно, в единственном числе именительном падеже принимает форму «гитика». Вывод справедлив при допущении, что «ГИТИК / гитики» — это не аббревиатура, не имя собственное (фамилия Гитик весьма распространена среди народа Израилева) и не существительное, имеющее только форму множественного числа, наподобие слов: брюки, ножницы, дрожжи, финансы, переговоры, хлопоты.

2 Подробнее о проблемах датировки произведения будет рассказано в шестой главе.

3 В результате проведенного профессором С.Б. Борисовым сравнительного анализа нескольких изданий повести выяснилось, что в 1955 году Кассиль изъял из этого места эпизод об антисемитских пассажах в творчестве Н.В. Гоголя. Вот текст, который четверть века соседствовал с гитиками кухарки Аннушки:

... Заткни фонтан!

Вообще с проклятыми вопросами мне в гимназии отчаянно не повезло. Например, на уроке истории я интересовался, «почему Ивана Грозного не посадили в тюрьму, раз он столько наубивал зря?»

— Вы что, — побледнел историк, — царя всея Руси... Соображаете?

— Значит, царь, если захочет, может убить? — не унимался я.

— То был жестокий век, — замялся историк. — Видите ли, тогдашние нравы...

— А сейчас? — начал я, но историк вскочил такой разъяренный, что я осекся.

Неприятность вышла также на «русском» уроке. Шли занятия по выразительному чтению. В классе по очереди читали «Тараса Бульбу». Мне досталось читать место, где запорожцы кидают в Днепр ни в чем неповинных евреев, а те тонут...

Мне до слез было жалко несчастных. Мне было тошно читать. А весь класс, обернувшись ко мне, слушал — кто просто с жестоким любопытством, кто с нахальной усмешкой, кто с открытым злорадством. Ведь я, я тоже был из тех, кого топили веселые казаки... Меня осматривали, как наглядное пособие. А Гоголь, Гоголь, такой хороший, смешной писатель, сам гадко издевался вместе с казаками над мелькавшими в воздухе еврейскими ногами. Класс хохотал, и я почувствовал, что тону в собственных слезах, как евреи в Днепре.

— Я... не буду читать больше, — сказал я учителю Озерникову, — не буду. И все!.. Гадость! Довольно стыдно Гоголю так писать.

— Ну, ну! — заорал грубый Озерников. — Критику будем проходить в четвертом классе, а сейчас заткни фонтан.

4 В 1935 году обе повести вышли одним изданием под общим названием «Кондуит и Швамбрания».

5 Как тесен мир! Несколько лет назад, разбираясь с трагедией на поминках фокусника Роберта Ленца (см. здесь), мы вскользь упомянули национального героя Израиля И.В. Трумпельдора. А вот теперь на нашем горизонте появился его близкий друг и соратник — В.Е. Жаботинский. Более того, в пятой и шестой главах мы познакомимся с одним из ведущих гитикотворцев современности Михаэлем Фуксом, который также живет и работает в Израиле. Гитики явно тяготеют к Земле Обетованной... ;)

6 В 2011 году вышел объемный (648 стр.) сборник Наталии Александровны Еськовой «Избранные работы по русистике: Фонология. Морфонология. Морфология. Орфография. Лексикография». Казалось бы, что может быть тоскливее повествования о грамматике и прочих областях языкознания, одни названия которых вызывают зевоту. Однако книга читается легко. Настоятельно рекомендую. В число избранных работ Наталии Александровны включена и вышеприведенная публикация в «Русской речи», 2007, № 6. Вот только она претерпела существенные изменения. Размещаю здесь переработанную и дополненную заметку про правильное употребление «гитики»:

Из книги Н.А. Еськовой «Избранные работы по русистике», 2011, стр. 568
Открывается и закрывается по щелчку левой кнопкой мыши
«Наука умеет много гитик»

По-моему, это исчерпывающее определение науки!

Происхождение этой фразы известно, но многие его не знают и воспринимают ее просто как шутливую поговорку, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик.

Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик, состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

Потом фраза зажила собственной жизнью и даже «обросла» вариантом. Кого-то, видимо, смущало сочетание умеет много, и появился «вариант» со словом имеет. Очевидно, гитики становятся «понятнее», если их иметь, а не уметь! С имеет фокус не получится, но повторяющие наука имеет много гитик ничего не знают о карточном фокусе.

Именно «исправленный» вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“. которых, как известно, у науки много» («Новый мир», 2007, № 7, с. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! Вот высказывание другого известного автора, обыгрывающего именно этот («исконный») текст: «...произведения, более или менее ловко имитирующие высокую словесность, пишут сегодня... и люди безусловно образованные, умеющие много гитик, которых природа богато одарила самыми разнообразными талантами, за вычетом разве литературного» (С. Чупринин. Остров. Литература в эпоху паралитературного бума // «Знамя», 2010, № 4, с. 196).

Первоначальный вариант напечатан:

Русская речь. 2007. № 6. С. 121; здесь текст дополнен.

Вообще, ошибка «умеет-имеет» оказалась настолько прилипчивой и живучей, что я решил состряпать отдельную мнемонику, посвятив ее своей дочери:

А Л И Н А
И М Е Е Т
М Н О Г О
Т Ы Г Л Ы

Альтернативный вариант: АЛИНА ИМЕЕТ МНОГО ЛЯТЯГ. По степени загадочности «тыгла» и «лятяги» сопоставимы с «гитиками», но следует учитывать, что моя дочка Алина, которой недавно исполнился год и восемь месяцев, выражается именно такими таинственными словечками. :)

7 Псевдовысказывания (иначе: нереферентные/пустые или внеситуационные высказывания, псевдопредложения) — фразы, в которых коммуникативная функция замещена какой-то иной, например, демонстрационной, учебно-тренировочной, символической, идентификационной, имитационной, людической (игровой), эстетической и т.д. «Наука умеет много гитик» — типичное псевдовысказывание мнемонического (мнемотехнического) назначения.

Комментарии

Владимир Свечников (19.01.2017)

Чрезвычайно объемное и интересное исследование, которое просто нельзя читать "на бегу" — в нём очень много перекрестных ссылок, которые тоже надо просмотреть... Такие исследования совершенно необходимы для расширения кругозора фокусника. Изучение корней и связей формирует теоретическую базу, которая всегда пригодится для практических упражнений.

fedrv (19.01.2017)

Спасибо, Владимир Серафимович! Очень надеюсь, что прочитав все семь частей гитикианы, Вы останетесь такого же мнения о материале.
Поначалу я собирался опубликовать все скопом, но вовремя осознал, что получится огромное, трудноусваиваемое блюдо. По частям его полегче «переварить», но, как Вы правильно заметили, легкого чтива «на бегу» все равно не получилось. Возможно, оно и к лучшему...
Буду выкладывать главы одна за одной с промежутком в 100 просмотров.

Анатолий Печорин (19.01.2017)

Гитики-митики... один писатель сказал для красного словца, видимо, спьяну! А тут, видишь, в науку возводят. В современной жизни столько исковеркали слов, что никакой науке не разобрать. )))

fedrv (19.01.2017)

Анатолий Константинович! Не торопитесь с выводами. На вопрос «Кто и зачем придумал гитики?» попытаемся ответить далее. Что касается науки, то потерпите до четвертой главы. Наука начнется только там...

Анатолий Печорин (19.01.2017)

Рад был тебя слышать, Андрей! Что ж, вижу твою увлеченность, это достойно уважения.

Ваш комментарий