Russian Association of Magicians

Через Ленца к Лорицу

Расскажу про любопытную находку, явившуюся для меня полным сюрпризом. Это малоизвестный артист Альберт Лориц, выступавший в России в конце XIX века. Уверен, что до сегодняшнего дня редкий энтузиаст истории иллюзионного и факирского ремесла слышал это имя. Постараюсь исправить нынешнее положение вещей и как можно подробнее расскажу то немногое, что удалось узнать об этом человеке.

На имя Альберта Лорица я случайно наткнулся в химкинском отделе периодики РГБ в ходе описанных ранее поисков по Ленцу. Дело было так.

Обнаружив в симферопольской газете «Крым» (№ 253, четверг, 14.11.1896, стр. 1) лаконичное объявление «Едет Роберт Ленц», я решил проверить предшествующие выпуски газеты, чтобы убедиться, не разместил ли фокусник целую серию подобных интригующих анонсов. Через несколько страниц мое внимание привлекло следующее объявление:

«Крым» № 250, воскресенье, 10 ноября 1896, стр. 1

Вначале я не придал значения этому «анатомическому сеансу», отметив лишь явное сходство в написании имен хирурга Альберта Лорица и фокусника Роберта Ленца. Однако пролистав еще один номер, я увидел рекламу, где четко указывалось, что Лориц — никакой не патолого-анатом, а очередной кандидат на включение в славную когорту представителей отечественного иллюзионного жанра в качестве факира и фокусника-менталиста:

«Крым», № 249, суббота, 9 ноября 1896, стр. 1

Как видите, в репертуар Лорица входили стандартные трюки из факирского арсенала и ментализм («чтение чужих мыслей и желаний»).

А еще меня удивил персидский след. Надо же было случиться такому совпадению, что в преддверии приезда «придворного артиста двора его величества персидского шаха» в Симферополе подвизался «придворный лейб-хирург персидского шаха». Просто какое-то нашествие придворных персов... :) В совокупности с фактом нарочитой и, возможно, умышленной схожести имен факира и фокусника возникает подозрение, а не был ли Роберт Ленц вольной или невольной причиной отмены «хирурго-анатомического сеанса» Альберта Лорица? Акцентирую внимание на слове «отмена». Я просмотрел газету «Крым» на предмет реализации обещания: «О дне сеанса будет объявлено особо», однако никаких повторных объявлений не обнаружил. Похоже, сеанс именно «отменили», а не «перенесли».

Дома я решил поискать имя Лорица в интернете. И кое-что нашел.

 

Первой из найденного оказалась статья Л.Б. Мананниковой с кратким обзором газет «Туркестанские ведомости» за 1899–1902 гг. Привожу цитату из этой интеренет-публикации:

Листая страницы старых газет…

«Туркестанские ведомости», декабрь 1899 год

Читаю рекламу. Рекламирует себя Альберт Лориц: «Анестезия и каталепсия тела у себя и животных, разные уколы и порезы острым оружием…»

Через несколько номеров — впечатление от выступления этого самого Лорица. «Самый важный фокус, которым он обладает, — это умение себя рекламировать, благодаря чему зала была переполнена от низа до верха. Звучала твердо заученная, но безграмотная абракадабра о гипнотизме, каталепсии, анестезии, о которых очень уж интересующиеся этим предметом люди лучше бы выслушали что-то от людей науки, но не от человека, обратившего все это в фокус to make money».

Так, даже без посещения Химок удалось расширить «гастрольный ареал» Альберта Лорица. Хотя все-таки следует снова заглянуть в библиотеку, чтобы увидеть полную версию рекламного объявления и заметки. Благо, благодаря Людмиле Борисовне Мананниковой, найти нужные номера «Туркестанских ведомостей» не составит особого труда... Впрочем, есть и другая возможность. Вот подумываю, а не обратиться ли с просьбой о содействии напрямую к Людмиле Борисовне? Судя по ее статье, человек она увлеченный. Очень я таких уважаю. В союзе с увлеченными единомышленниками горы можно свернуть. Так что берегитесь, горы!


Следующий материал из всемирной сети оказался еще более любопытным. Опять это был дайджест газет вековой давности. На этот раз крымских: «Салгир», «Крымский курьер» и вновь «Крым», разбудивший мой интерес к Лорицу. Автор подборки — Леонид Александрович Ефанов, доцент кафедры политических наук Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, ведущий рубрики с обзором старой прессы в севастопольской еженедельной газете «Колесо». Источником материала про гастроли Альберта Лорица в Феодосии послужила одна из вышеупомянутых крымских газет последней декады июня 1899 года.

Заметка «Хирург из Калькутты» в рубрике «Жизнь и люди Крыма в 1899 году отъ Леонида Ефанова»

Городская еженедельная газета Севастополя «Колесо», №24 (105), 28.06.2008, стр. 16

Хирург из Калькутты

26 июня в летнем театре городского сада Феодосии дал единственный сеанс некий Альберт Лориц, именующий себя доктором хирургии, окончившим Калькуттский университет в Индии. В ходе сеанса он режет и колет выведенного на сцену и находящегося под воздействием гипноза субъекта, а также проделывает другие манипуляции, производящие чрезвычайно тяжелое впечатление на публику.

 

Уже после отъезда гастролера из города выяснилось, что Альберт Лориц является на самом деле казаком Полтавской губернии Александром Норицей, который за свои махинации уже был осужден в 1896 г. севастопольским судом на 7 дней тюремного заключения.

Не цитата, а просто кладезь! Теперь известно настоящее имя Лорица — Александр Норица. Оказывается он полтавчанин. В его «опытах» были задействованы зрители или конфедераты (подсадные сообщники), что косвенно указывает на широкое использование в факирских трюках Лорица иллюзионных приемов и техник.

Кроме того, вновь просматривается неявная, но какая-то уж чересчур навязчивая связь между Лорицем и Ленцем. И похоже, для псевдоиндийского факира связь эта носила роковой характер... Вдумайтесь, с прибытием Ленца в Симферополь у Лорица-Норицы по каким-то причинам срывается выступление. Как нам известно из предыдущих поисков, Роберт Ленц после Симферополя гастролировал в Севастополе. Находился он там ориентировочно с 27 ноября по 12 декабря 1896 года (возможно, дольше). Из дайджеста Л.А. Ефанова следует, что Норица был арестован в Севастополе в том же 1896 году. Вряд ли это случилось до того, как он затеял в центре Таврической губернии свой «хирурго-анатомический сеанс», иначе это было бы с его стороны верхом наглости и самонадеянности. Значит арест Лорица состоялся позже, в период вторая половина ноября — декабрь. Но ведь именно тогда там находился его «коллега по персидскому двору» Роберт Ленц. Согласитесь, что совпадение очень подозрительное, если не сказать больше...


Ну, и на «закуску» привожу упоминание Альберта Лорица в художественной литературе. Отрывок из повести Даниила Руднева «Тихая окраина» удалось найти с помощью замечательного поискового ресурса Google Book Search.

Из книги Д.М. Руднева «Тихая окраина. Документальная повесть о ревельских годах М.И. Калинина». Таллин, «Ээсти раамат», 1975, стр. 55

Погуляв час-два, Калинин и Привальнев поворачивали домой, надо садиться за книги. Карлуша возмущался — ведь воскресенье! Звал в цирк, там Альберт Лориц такие фокусы показывает! Зашивает желающим рот иголкой с ниткой, вынимает глаза из орбит и вставляет обратно, прибивает толстыми гвоздями к доске руки и ноги, режет и колет тело без вреда, боли и потери крови… Жулик этот Лориц, но смотреть интересно. Не хотите в цирк, пошли к Эльвине, она подруг позовет, весело проведем время…

Помимо не слишком надежной информации о репертуаре факира отрывок из повести дает основания полагать, что Альберт Лориц гастролировал в Ревеле (ныне Таллин). Существенными и достоверными полученные сведения не назовешь, однако даже такой крупицей знаний о творческом пути малоизвестного артиста не стоит пренебрегать.

Вот, пожалуй, и все, что на сегодняшний день известно об Альберте Лорице — Александре Норице. Поиск по этой неоднозначной персоне будет продолжен. О результатах буду информировать.

 

Дополнение от 10 ноября 2015 года. В разледе «Персоналии» подготовлена персональная страничка артиста (ссылка).

Комментарии

Сергей (01.01.2017)

Просто удивительная подборка материала! Вот еще немного:
Так было и в ярмарку, когда в Ирбите появился «магнетизёр и гипнотизер» Альберт Лориц. Театральные афиши буквально терялись среди саженных афиш «знаменитого» гипнотизера. Билеты расхватали в момент. «Листок» писал: «На скамье, на которой могут сесть четверо, будет назначено 6 мест». Почтеннейшей публике, сообщала газета «Урал» в феврале 1901 года, было обещано много таких чудес, как узнавание чужих мыслей, хождение босыми ногами по раскаленной плите и еще много таинственного… 
«Жертвами господина Лорица все время были три каких-то субъекта. Боже мой, что он с ними проделывал: колол иглой, вставал на них ногами, внушив им предварительно, что они — дерево. На лицах жертв было написано, что они могут претерпевать и еще большие мучения, лишь бы это оплачивалось…»
В гипнотизере усомнился не только корреспондент областной газеты. После первых многообещающих представлений количество зрителей поубавилось. Заметив пустоту в зале, А. Лориц заявил, что он не может начать сеанс, ибо «сможет производить свои опыты только при отсутствии пустых мест». 
Корреспондент газеты, прикрывшийся псевдонимом «И», язвительно пишет: «...Удивительное дело, как это господин профессор, обладая замечательной силой массового внушения, не может внушить публике желание посещать его сеансы».
Отмена сеанса гипнотизеру с рук просто так не сошла — зрители потребовали возвращения денег за билеты. По их просьбе в дело вмешалась полиция... Пришлось «артисту» и деньги возвращать, и театру за аренду 75 рублей заплатить. Причем делать это добровольно, без всякого гипноза.

Ваш комментарий