Russian Association of Magicians
КТО ЕСТЬ КТО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЛЛЮЗИОННОМ ЖАНРЕ
Первый
Предыдущий
[1]

Григорий Ефимович (Хаимович) Лаздин (28.06.1938 – 29.03.2005, Москва) — профессиональный музыкант, фокусник, член МКФ. Работал в Росконцерте и Москонцерте. Играл на тромбоне в оркестре Анатолия Ошеровича Кролла. В иллюзионный жанр пришел в пенсионном возрасте. Большое влияние на увлеченность фокусами оказало знакомство с президентом МКФ В.П. Рудневым. Характерной чертой творчества Г.Е. Лаздина являлось стремление добиться более сильного воздействия на аудиторию посредством сочетания иллюзионных трюков с живой музыкой. В ходе авторского номера «Игра с цветами» под соло на тромбоне вырастал цветок, а в финале вся сцена была усеяна букетами.

Алексей Иванович Ларионов (22.02.1913 – 1996?) — советский артист оригинального жанра, создатель номера «Игра с цветами». Демонстрировал этот номер вместе с женой-ассистенткой М. Ларионовой. Член МКФ, почетный член иллюзионных клубов Праги (Чехия), Будапешта (Венгрия) и Калькутты (Индия). В Калькутте А.И. Ларионову присвоили неофициальный титул «Король цветов».

Илья Владимирович Ларионов (р. 28.10.1983, Рубцовск, Алтайский край) — фокусник-профессионал из Санкт-Петербурга, популяризатор иллюзионного жанра, ведущий проектов «Школа волшебства», «Фактор WoW», «Шоу Re:акция».

Фокусами увлекся в детстве, занимался ими вместе с другом Ильей Беловым. Большим подспорьем в освоении основ жанра стала книга А.А. Вадимова «Репертуар иллюзиониста». После учебы в Барнауле поехал покорять Санкт-Петербург, где вскоре стал одним из наиболее востребованных артистов оригинального жанра.

Лазарь Эммануилович Лауэнбург (р. 4.04.1949) — цирковой артист, жонглер, фокусник, постановщик иллюзионных номеров в театре. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Среди его театральных работ: «Крошка Цахес» (режиссер-постановщик А.В. Петров, ТЮЗ им. А.А. Брянцева, 1997 год), «Страсти по Каштанке» (автор идеи и режиссер-постановщик А.В. Петров, детский музыкальный театр «Зазеркалье», 1998 год).

Алёна Александровна Лебёдчикова (р. 19.10.2000, Великий Новгород) — иллюзионистка из Санкт-Петербурга, воспитанница детской цирковой студии «Каскад» при школе № 23 Великого Новгорода (руководитель Л.А. Тимошенко), лауреат международных и региональных фестивалей и конкурсов, студентка Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (специальность «Искусство костюма и текстиля»), активная участница студенческой самодеятельности.

Михаил Наумович Левви, настоящая фамилия Левин (1917 – ?) — артист-счетчик и исполнитель психологических опытов (демонстрировал так называемое мускульное чтение). В 1949 году работал в цирке вместе с женой Аидой Ивановной Сербиной в номере «Жонглеры с диаболо». Впоследствии при содействии цирковой артистки Марии Шадриной супруги освоили мнемотехнику и быстрый счет. Работал как самостоятельно с программой «Гимнастика ума», так и в совместном с супругой счетно-психологическом аттракционе «Гимнастика мозга». Пик их исполнительской деятельности в этом жанре пришелся на 1952–1958 годы.

Будем признательны за любую информацию об артисте.

Яков А. (предположительно Алексеевич) Лелеко (1914? — ?) — эстрадный фокусник, работавший в 1950-х годах в Приморской краевой филармонии (город Владивосток). Выступал совместно с ассистенткой А.В. Авиной. Участник Великой Отечественной войны.

В июне 2014 года Евгений Николаевич Диго, у которого хранится архив Т.В. Ивановой и В.М. Кладницкого, передал сайту черновые наброски двух документов, датируемых 1953 годом. Это справка о фокуснике Я.А. Лелеко и отзыв о его работе с ходатайством о присвоении квалификации артиста первой категории. В информационной справке привлекают внимание следующие две фразы: «Подача трюков также классическая — чувствуется немецкая школа, с которой он имел возможность познакомиться, будучи во время войны 1941–45 гг. в Берлине» и «Был на съезде иллюзионистов в Берлине во время войны, знаком с некоторыми из них». Трудно вообразить, что советский гражданин в разгар Великой Отечественной мог свободно разгуливать по Берлину и посещать собрания немецких иллюзионистов. Одно из двух, либо в документ закралась ошибка, либо фокусник Яков Лелеко — бывший разведчик-нелегал наподобие Штирлица, только под артистической крышей. Во всяком случае, информация неординарная, требующая дальнейшего изучения и проверки.

Татьяна Николаевна Леман (14.12.1906, Одесса – октябрь 1995, Москва) — танцовщица, иллюзионистка. Окончила хореографическое отделение Театрального техникума им. А. Луначарского в Москве (1929). В 1929–1936 гг. выступала в танцевальной группе Московского мюзик-холла под руководством К.Я. Голейзовского. Одновременно с 1935 года демонстрировала совместно с Сергеем Русановым номер «Ритмический танец» (степ), насыщенный акробатическими и жонглерскими трюками. В 1936 году номер под названием «Эстрадная шутка» был включен в спектакль мюзик-холла «Под куполом цирка». В нем было найдено удачное сочетание танцевальных элементов с жонглированием, акробатикой, фокусами. Позднее вместе с режиссером Михаилом Харитоновым артисты подготовили остросатирический танцевальный номер «Настоящие джентльмены» (1946) и лирическую миниатюру с элементами иллюзии «Поговорим о любви» (1951).

Роберт (Исмаил) Ленц — Robert (Ismail) Lenz (6.04.1849, Кётен, Германия – 20.09/3.10.1911, Пятигорск) — фокусник немецкого происхождения, проработавший в России около 40 лет. Выходец из семьи крупье Йохана Ленца, жившего и работавшего в Висбадене. Крещен 11.05.1849 года в Кётене. Был ассистентом шурина Мухамеда Исмаила, а после его внезапной смерти стал выступать как фокусник самостоятельно. Первое представление Р. Ленца в России состоялось в 1871 году на ярмарке в Нижнем Новгороде. Впоследствии Роберт Ленц много гастролировал по России, выступал в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе, Киеве, Севастополе, Ялте, Бухаре, Перми, Иркутске и других городах. Будучи невысоким полным человеком, Роберт Ленц носил окладистую черную бороду и позиционировал себя в качестве адепта черной магии. Его репертуар во многом способствовал этому имиджу. В 1902 году во время гастролей в Нижнем Новгороде Ленца обвиняли в связях с нечистой силой, а в Тифлисе после номера «превращение женщины в скелет» подозревали в осквернении могил.

Виктор Викторович Леухин (17.04.1960, Рубежное, Луганской обл. – 4.09.2014, Воронеж) — воронежский фокусник, артист оригинального жанра Воронежской и Липецкой филармоний, выпускник Воронежского государственного института искусств (1989).

Детство провел в Луганске (с 1970 по 1990 год город именовался Ворошиловград), где окончил школу, музыкальную школу и музыкальное училище по классу скрипки. В 1981 или 1982 году поступил в Воронежский государственный институт искусств (по классу контрабаса). Учился там с перерывом на срочную службу в Вооруженных Силах (около 1985–87 гг., Байконур, Казахская ССР), окончил вуз в 1989 году. В период с 1989 по 1996 год работал в Воронежской филармонии как фокусник и конферансье. С 1996 по 2000 год — артист оригинального жанра Липецкой областной филармонии. С 2000 года до конца жизни выступал с иллюзионными номерами на корпоративных и частных мероприятиях в Воронеже, Сочи и других городах.

Дмитрий Иванович Лонго, псевдоним — Димитриус Лон-Го (11.02.1892 – 29.05.1977, Москва) — факир, иллюзионист. Согласно воспоминаниям, ремесло шпагоглотателя и некоторые иллюзионные трюки освоил под руководством бродячего итальянского артиста Огюста Лионелли, с которым работал несколько лет. После смерти наставника выступал в балаганах и провинциальных цирках. Искусству факира учился в Бухаре у дервиша Бен-Али. Исполнял ряд эффектных трюков: ходил босиком по горячим углям, битому стеклу, лезвиям турецких сабель, заливал в рот раскаленное олово. Коронным номером Лонго было «погребение»: на глазах зрителей артиста закапывали в землю на 30–40 минут. Гастролировал в Германии, Австрии, Польше, в странах Ближнего Востока, Монголии. После Великой Октябрьской социалистической революции выступал главным образом как иллюзионист, в 1950-е годы оставил манеж. Среди учеников Д.И. Лонго — лауреат международного конкурса иллюзионистов в городе Лодзь (Польша) В.А. Цыренжапов.

Место захоронения: Москва, Донское кладбище, 17-й колумбарий, 14-я секция, южная сторона.

Альберт Лориц (возможно, настоящее имя Александр Норица) — российский артист, выступавший в конце XIX — начале XX века как факир и фокусник-менталист. Демонстрировал неуязвимость, включая хождение по лестнице из сабель, псевдогипноз, обезболивание (наркотизацию), каталепсию людей и животных, а также телепатические эффекты, основанные на принципе «мускульного чтения» (идеомоторика). Многие номера носили вызывающе неэстетичный характер: зашивание рта, порезы и проколы тела, приколачивание ладоней гвоздями. Для гипноза и наиболее жестоких трюков вместо добровольцев из публики использовал своих помощников, чем вызывал ропот зрителей и критику местной прессы. Достоверно известно о трех ассистентах, один из которых носил имя (псевдоним) Л. Неметти.

Гастрольная география артиста, выходца из Полтавской губернии (ныне Украина), простиралась от Севастополя до Ташкента и Омска. В январе 1901 года находился в Екатеринбурге вместе с женой. Был человеком авантюрного склада, практиковал недостоверную рекламу, в которой именовал себя известным путешественником по Африке, доктором хирургии, окончившим Калькуттский университет в Индии. Некоторые представления завершались скандалами. По непроверенным данным, в 1896 году был осужден севастопольским судом на семь дней тюремного заключения.

Михаил Николаевич Лукашев (27.12.1926, Москва – 3.08.2014, Москва) — российский журналист, историк, исследователь и популяризатор боевых искусств и спортивных единоборств, писатель, автор ряда книг общим тиражом свыше 400 тыс. экз. Дипломант Всесоюзного конкурса на лучшую спортивную книгу (1978). Выпускник Московского юридического института (1952). Почетный член исполкома Всероссийской федерации самбо (2001), лауреат серебряного ордена Международной федерации самбо.

В области истории иллюзионного жанра М.Н. Лукашев оставил след как исследователь жизни и творчества Нила Николаевича Ознобишина, автора одной из первой советских книг по фокусам «Иллюзионы» (1929). В 2011 году с любезного разрешения Михаила Николаевича его статья об Ознобишине «Система велоэквилибриста» размещена на нашем сайте.

Михаил Алексеевич Лунгин (1914 – ?) — эстрадный эксцентрик-иллюзионист, работавший в Москонцерте, Ивановской, Куйбышевской и Костромской филармониях. Путь в иллюзионный жанр начал как ассистент цирковой иллюзионистки Клео Доротти. Впоследствии совместно с супругой Мариной Лунгиной исполнял иллюзионный номер «Шутка в кафе». Для детской аудитории выступал как клоун Дядя Миша. Участник Великой Отечественной войны. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Удостоен восьми наград, включая медаль «За отвагу» (28.11.1944). После войны работал в Ленинградском военном ансамбле песни и пляски. С 1946 года ассистировал цирковой иллюзионистке Клео Доротти (К.Г. Карасик), выступал с клоуном Борисом Вяткиным.

Вера Павловна Лысенко, в девичестве Зузолина (17.09.1913, Канск, Красноярский край – 20.04.2004, Владивосток) — артистка оригинального жанра Приморской краевой филармонии. Выступала как ассистентка супруга Владимира Наумовича Лысенко (1908, Киев – 27.01.1983, Владивосток), а после его смерти самостоятельно.

Подробнее см. Лысенкко Владимир Наумович.

Первый
Предыдущий
[1]