Russian Association of Magicians
КТО ЕСТЬ КТО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЛЛЮЗИОННОМ ЖАНРЕ

Юрий Анатольевич Обрезков (р. 5.11.1954) — профессиональный фокусник, специализирующийся на микромагии и салонных фокусах, артист ленинградской группы «Цирк на сцене» (1973–1975) и «Ленконцерта» (1981–1991), популяризатор карточных фокусов, дипломант Международного конкурса иллюзионистов в Лондоне, лауреат конкурсов иллюзионистов Германии, член МКФ с 1982 года (членский билет № 70).

Фокусами увлекся в 10-летнем возрасте, когда увидел карточный трюк в исполнении незнакомца. Наставников не имел, обучался иллюзионному ремеслу самостоятельно по книгам «Современная магия» профессора Гоффмана (Анджело Льюис) и «Искусство фокусов» А.А. Вадимова (Алли-Вад). Упорными тренировками добился высоких результатов в манипуляции — в первой половине 80-х годов считался лучшим карточным фокусником страны. Жил и работал в Ленинграде. В период с 1988 по 1991 год в рамках программы культурного обмена совершил несколько поездок в Германию. В 1992 году эмигрировал в ФРГ. Перед отъездом написал книгу «Фокусы с игральными картами для любителей».

Нил Николаевич Ознобишин (1890 – 1942, Казахстан) — цирковой артист, литератор, переводчик, популяризатор иллюзионного жанра, один из основателей русской школы рукопашного боя. Несмотря на дворянское происхождение, стал работать в цирке. Был велофигуристом в труппе иностранных артистов Бостонс. С гастролями объездил много стран, изучил несколько иностранных языков. Являясь большим любителем бокса, посещал знаменитые боксерские матчи своего времени. В 1915 году принял участие в первом чемпионате Москвы по боксу. В 1918–1926 годах тренировал солдат Красной Армии.

Литературной работой занимался с середины 20-х годов, писал преимущественно по вопросам циркового и иллюзионного искусства, а также по технике рукопашного боя. В области фокусов наиболее значительной работой Н.Н. Ознобишина стала книга «Иллюзионы», опубликовнная в 1929 году. Издание изобиловало массой ошибок и неточностей, тем не менее это была одна из первых в Советском Союзе книг по иллюзионному искусству, фактически остававшаяся единственным изданием такого рода  вплоть до второй половины 50-х годов, когда в СССР вышли в свет книги Э.Т. Кио и А.А. Вадимова.

Герта Григорьевна Онискевич — артистка оригинального жанра Волгоградской и Краснодарской филармоний, выступавшая в 1970–80-е годы с психологическими опытами. Демонстрировала идеомоторные эффекты из репертуара В.Г. Мессинга и ряд других номеров, включая мнемотехнику. В отличие от исполнителей, попавших в так называемую ловушку менталиста (подробнее см. здесь), артистка не позиционировала себя в качестве обладателя сверхспособностей, чем снискала уважение коллег и привлекла внимание выдающегося советского ученого и популяризатора науки профессора А.И. Китайгородского. По его рекомендации переориентировала свои выступления с развлекательности на борьбу с современными суевериями и мракобесием. Совместно с Геннадием Филипповичем Васько подготовила программу «Реникса».

В настоящее время проживает в городе Брест (Белоруссия). Занимается народной медициной.

Елена Орлова — иллюзионистка конца XIX — начала XX века, русская приемная дочь фокусника немецкого происхождения Рудольфа Федоровича Беккера (1835 – 1895), длительное время жившего в России. Работала ассистенткой отца, затем стала выступать самостоятельно преимущественно за рубежом.

Орнальдо (Смирнов) Николай Андреевич (1880 или 1883, Солигаличский уезд, Костромская губ. – 1958?) — артист оригинального жанра, до революции работал в цирке, затем стал гипнотизером-иллюзионистом (назвал так свою специализацию в анкете), специализировался на ментальной магии и сеансах гипноза, в том числе массового. По мнению литературоведов, именно сеансы Орнальдо подтолкнули писателя Михаила Булгакова к мысли ввести в роман «Мастер и Маргарита» эффектную сцену представления Воланда в московском варьете. Н.А. Орнальдо активно гастролировал по стране в 20-е годы прошлого столетия.  В 1935 (по некоторым данным в 1934 году) совместно с женой Дорой (Дарьей) Петровной Орнальдо создал в Ленинграде иллюзионный театр, где были показаны две эксцентрические феерии «Человек-невидимка» (по одноименной книге Герберта Уэллса) и «Тысяча вторая ночь Шехерезады». Несмотря на содержательную слабость пьес, с точки зрения построения иллюзионного представления эти постановки были новаторскими, поскольку трюки, преимущественно основанные на принципе «черного кабинета», были объединены единой сюжетной линией.

Францеско (Франческо, Франсуа, Франциск) Орсини — фокусник-манипулятор, по национальности, предположительно, итальянец или француз. Называл себя учеником Пинетти. Выступал в Санкт-Петербурге в 1822–1826 гг. Демонстрировал фокусы, механические и физические опыты. Известные даты выступлений: февраль 1822 года (представление давалось в доме Глазунова), 24 ноября, 2 и 19 декабря 1824 года (на дому), 9 января — 13 марта 1825 (на дому), 19–27 февраля 1825 года (Малый театр), 5 февраля — 2 апреля 1826 года (дом Козулина). В качестве псевдонима, видимо, использовал имя герцога Пьера Франческо Орсини (Вичино Орсини, 1523–1583), заложившего знаменитый Парк монстров (Священный лес) в городе Бомарцо (Лацио, Италия).

В детективном романе современного писателя Антона Чижа «Аромат крови» фигурирует фокусник Дмитрий Иванович Толстиков, выступающий под псевдонимом Орсини.

Яков Григорьевич Острин (12/25.03.1906 – 19.06.1968, Москва) — артист оригинального жанра, исполнитель номера «Живая счетная машина». Окончил музыкальное училище. Ученик Арраго Романа Семеновича (1883 – 1949). С 1938 выступал как мнемотехник на эстраде, с 1940 — в цирке. Демонстрировал «опыты феноменальной памяти»: производил мгновенно сложные математические вычисления, с беглого взгляда определял количество предметов, указывая, при этом порядковое расположение и внешний вид каждого из них. Выступал совместно с женой и ассистенткой Маргаритой Федоровной Ждановой.

Урна с прахом Я.Г. Острина захоронена на Донском кладбище города Москвы (колумбарий 20, секция 42).